Начнём с картинки, чтобы всем было понятней.
Когда механизм находится в покое, поршень находится (в идеале) в крайнем "переднем" положении ("голова" прижата). Когда мотор приходит в движение, поршень начинает двигаться назад: первый зуб шестерни цепляет "1 зуб" поршня, при этом находясь между "1 зубом" и 2 зубом поршня. Начинается взвод. Весь механизм движется под сопротивлением пружины. Поршень доходит (в идеале) до крайнего "заднего" положения ("зад" прижат к направляющей). В этот момент последний зуб шестерни держит поршень за его последний зуб (усиленный). После этого пружина высвобождается, и поршень начинает двигаться вперёд, нагнетая давление в цилиндре. Параллельно с этим шестерня продолжает своё движение без нагрузки. Здесь возможны два основных варианта развития событий:
1. Идеальный. Поршень возвращается в крайнее "переднее" положение (произошел идеальный выстрел). После этого шестерня, закончив своё свободное движение, своим первым зубом опять цепляет "1 зуб" поршня.
2. Хреновый. Поршень не успевает вернуться в крайнее "переднее" положение (происходит неполный выстрел: 75-99% мощности). Шестерня свом первым зубом в данный момент может врезаться в любую часть поршня. В описываемом выше (у Шадова) случае (как я понял с объяснения), зуб приходится на <<середину>> "1 зуба" поршня, отгрызая пластик.
Параллельно со всеми этими процессами происходит ещё много телодвижений в гербоксе, отвечающих за множество других процессов.
P.S. При застревании шара в стволе резать шестерни не будет, потому что поршень "вперёд" двигается медленно. Будет изнашиваться сильней последний зуб поршня, многократно отпускаемый.